Воскресение — малая Пасха

Воскресение ХристовоВоскресение Христово – центр жизни христианина не только в течение 40 дней пасхального периода, но и каждый день всего года. Лучшее доказательство тому приводит великий русский язык, ведь только в нем еженедельная Малая Пасха получила название «воскресенье».

Действительно, в основных европейских языках этот день называется совсем по-другому. Sunday, Sontag – «день солнца» в английском и немецком, Dimanche, Domenica – «Господень» («День Господень») – во французском, испанском и других языках романской группы, как и в греческом – Kiriaki. Именно так называли его первые христиане – День Господень – день, когда Господь воскрес, когда мы собираемся вместе и совершаем Евхаристию.

Место воскресной службы в недельном круге православного богослужения можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По слову апостола Павла, без Воскресения «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). И воскресная служба, конечно же, занимает в богослужении исключительное положение. Как Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является началом и вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать литургию – драгоценную диадему, которой венчается весь круг суточного богослужения. Воскресный день вновь говорит нам о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и таким образом он также напоминает о будущем возвращении Господа на землю со славой.

Сегодня в православных храмах вне времени Великого поста Божественная литургия может совершаться каждый день. За два тысячелетия христианской традиции Церковь прославила тысячи святых, имена которых мы можем найти на каждый день церковного календаря, и именно в их память теперь мы каждый день можем совершать литургию. Первые христиане совершали литургию только в День Господень – в воскресенье, и огромная важность этой традиции неоднократно подчёркивается в творениях святых отцов.

Святой Василий Великий называл воскресенье «истоком дней», «ровесником света». Святой Григорий Палама так говорит о воскресенье: «В этот день произошло воскресение Иисуса Христа, которое по своей сути является восьмым воскресением в истории человечества. Три воскрешения совершились в Ветхом Завете и четыре воскрешения в Новом Завете».

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю, которая нас не покидает целый год. Вспоминается нам и преподобный Серафим Саровский, который праздновал Пасху каждый день. Пасхальная радость никогда не оставляла его. Приходивших к нему людей он каждый день года приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!».

Почему я иду в храм в воскресенье?

Некоторые из нас нередко пренебрегают возможностью вновь прославить Воскресение Христа, придя на службу в воскресный день, забывая, что по церковным правилам нарушитель этой заповеди сам изгоняет себя из Церкви Христовой. Согласно восьмидесятому правилу VI Вселенского Собора, мирянин, который не будет на воскресной литургии три раза подряд, отлучается от церковного общения. Это правило показывает, насколько значима воскресная литургия в жизни христианина.

Во время литургии человек соединяется со Христом, Господь наполняет собой всё наше естество, дарит нам силы, необходимые для жизни. Поэтому не страх перед наказанием должен побуждать нас быть на воскресной службе, а опасение за свою жизнь и ее духовное качество.

Весь закон Божий сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22, 37-40). Но разве можно эти заповеди исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему.

Храм – это место, назначенное Самим Богом для нашей встречи с Ним, а Божественная литургия – время, когда Господь освящает нас. Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. За литургией мы слышим Его слово и слова Его учеников, мы вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о будущем. Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем о таинственной природе Бога, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей Надежде.

Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты. И это та малая Пасха, которая так необходима всем нам.

 Дмитрий Антошков, 
студент 1-го курса 
Минской Духовной Семинарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *