Уже более двух тысячелетий прошло с того момента, как мир вошел в новую эру. Исчисление лет «от Рождества Христова» для многих из нас давно уже стало привычной условностью. И мало кто действительно осознает, от какого великого события ведем мы наше летоисчисление. Это немощь нашего нечувствия и нашего неверия, а ведь само время уже озарено вечным светом нашего спасения… Дивным промыслом Божиим перед пришествием в мир Спасителя человечество уже готовилось к этому событию. Оно стало ответом на чаяния всего страждущего человечества. Дохристианский мир сделал всё для себя доступное, чтобы обрести Бога и смысл жизни. Но если одни ждали Спасителя как вестника иного мира, то другие готовы были искать спасения у земного властителя как бога. Еще задолго до Рождества Христова стали появляться храмы, посвящённые здравствующему императору. Даже в Иудее Ирод выстроил два храма «богу» — императору Августу.
У нас давно уже сложилось определенное отношение к празднику Рождества. Мы привыкли осознавать его как полусказочный семейный праздник с запахом мандаринов, свежеиспеченных пирогов и нарядной рождественской елкой. Но в христианской литературе встречается дерзновенная мысль: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей собственной душе». Незаметно пришел Христос на землю, Он открылся только ищущим Его. Спала земля в Рождественскую ночь, спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают немногих.
Мы ищем Христа, но когда Он приходит, мы закрываем перед Ним двери наших домов и наших душ. Мы хотим увидеть Бога, но не хотим жить с Ним. Как часто человек обращается к Господу только ради ожидания от Него собственной выгоды, устроения дел или решения проблем со здоровьем, а не для того, чтобы из глубины сердца поблагодарить Его хотя бы за то, что Он привел нас в этот мир. Святитель Феофан Затворник говорит, что «наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова — пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении». Вывод из слов святителя такой: если нас сегодня не наполняет радость о спасении, значит, мы еще не поняли, что есть для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели. Это состояние иначе называется смертью души. Когда человек не чувствует: болен, он или здоров? — Только когда он мертв. Если мы понимаем не только умом, но и душой чувствуем, что грешны, то должны радоваться о рождении Того единственного Врача, Который способен исцелить наши погибающие души.
Сам Спаситель в мире людей с первого мгновения своей жизни не имеет приюта. Совсем не из любви к окружающей природе Марии пришлось родить Сына Своего в хлеву, просто в ту ночь перед Ней оказались закрытыми все двери. Люди закрыли двери своих домов перед Сыном Божиим… Бог рождается не в царских палатах римского императора, не является в виде непревзойденного оратора или вождя. Он рождается беспомощным ребенком в семье плотника. Происходит самоумаление Бога. Как педагог при разговоре с детьми пользуется привычными для них словами и образами, так и Богу, чтобы вразумить нас приходится умалить Себя. Чтобы возвести нас на Небо, Богу надо спуститься к людям.
Вера приносит с собой мир и радость, но ее надо научиться принимать. За мир в душе надо уметь сражаться, ведь не случайно на земле мы — воины Христовы. Своим ученикам Иисус обещал Свою любовь и ненависть мира. Как часто люди, пришедшие в храм, считают, что уже всего достигли, всему научились. Нет ничего страшнее этой самоуспокоенности и самодовольства. Ведь если мы внимательно и честно заглянем в свое сердце, то поймем, что искушения только начались. Как легко, а главное как страшно и незаметно человек может потерять уже обретенного Христа. Как трудно бывает уберечь чистоту души от внутреннего Ирода — греха и как тяжело уберечь только что родившегося Младенца — частичку божественной благодати.
Господь принимает нас всяких, увечных душой и немощных телом. Он ждет от нас, чтобы мы почувствовали в Боге просящего подаяние нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их сломать. И что же мы можем принести в дар Богу? Что есть у нас, богатых своими грехами людей? Пусть каждый из нас позаботится о том, чтобы принести Богу, а значит и каждому находящемуся рядом с нами человеку, свою любовь и тепло своего сердца. Это касается не только наших семей, которые, к глубокому сожалению, порой полны раздоров, вражды, а подчас и ненависти. Но это и тот мой ближний, который сейчас стоит передо мной. Может быть, он нуждается в моей заботе и поддержке.
Христианство — это нынешний день, это живая Божественная, действенная сила. Все, что совершается в Церкви Христовой, это не просто светлое воспоминание, это каждый раз новое и живое событие, без которого не существовала бы Церковь на земле. И поэтому задолго до праздника Рождества Церковь воспевает: «Христос раждается, славите!» В этих словах не говорится, что Христос уже родился и потому мы должны Его славить. «Христос раждается» — здесь употребляется настоящее время. Это значит, что Боговоплощение есть вечно живое событие в бытии всего мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Христос действительно постоянно рождается, и местом Его рождения, тем самым вертепом, является наше сердце!
иерей Сергий Поддубный